Активная паркинг-навигация – очередной шаг к инновациям в сфере крупной торговой недвижимости


   Retail, во всех его проявлениях, одна из важнейших сфер экономики и потребительского рынка страны. Торговые и мультифункциональные retail-центры являются огромными концентраторами посетителей и, как следствие, автомобилей на которых они приезжают. Рост автомобилизации повышает важность предоставления посетителям простой и как можно более комфортной парковки. В последние годы очевидно, что качество парковки или паркинга того или иного торгового комплекса становится серьёзным конкурентным преимуществом, выходящим порой на первое место в крупных мегаполисах. 

   Одной из наиболее актуальных функций, определяющих качество и удобство использования парковки, является навигация, которая помогает посетителям легко и быстро ориентироваться внутри больших пространств заполненных автомобилями. 

Традиционно на парковках принято использовать 3 вида пассивной навигации: 
  • цветовое и символьное зонирование паркинга для визуального запоминания водителем места парковки;
  • системы табличных указателей, направляющих посетителей к входам в торговый комплекс и платежным терминалам;
  • системы дорожных знаков и указателей, направляющих к выездам из паркинга,
   Однако, рост размеров торговых комплексах повлек за собой и колоссальное увеличение размера парковок, количество машиномест на которых уже измеряется тысячами, вызывая целый ряд дополнительных сложностей. 

   Одной из ключевых новых проблем, с которыми сталкиваются все без исключения торговые центры – это время, которое тратит посетитель, приехавший на автомобиле, на поиск свободного места для парковки. Длительные маневры каждого автомобиля по парковке в поисках свободного места не только вызывают раздражение и портят настроение у потенциальных покупателей, но и существо снижают оборачиваемость парковки, повышают вероятность мелких ДТП, повышают концентрацию выхлопов внутри паркинга и как следствие ускоренный износ полов и строительных конструкций. 

   Второй проблемой является обратный процесс - это поиск забывчивыми или невнимательными владельцами своих припаркованных автомобилей, что особенно актуально на одно- или многоуровневых паркингах занимающих большие площади. Оба этих фактора, в большей или меньшей степени, но существенно влияют на лояльность потенциальных покупателей к посещению того, или иного торгового комплекса. 

   Решением, улучшающим информативность паркинга, является применение систем активной паркинг-навигации, которые с помощью электронных средств обеспечивают сбор данных о занятости парковочных зон или каждого машиноместа индивидуально, обрабатывают полученные сведения и выводят их на электронные информационные табло. 


Рис.1 Вид паркинга с установленной системой
Рис. 1 Вид паркинга
   Основными компонентами электронных систем активной паркинг-навигации являются: 
    • датчики присутствия автомобилей, имеющие различную конструкцию и технологию детектирования занятости; 
    • двухцветные индикаторы занятости (красный\зеленый), показывающие фактическое состояние (занято/свободно);
    • информационные табло, отображающие количество свободных мест на уровнях паркинга и в отдельных зонах;
    • электронные блоки сбора и обработки данных;
    • программное обеспечение, отражающее фактическое состояние паркинга и собирающее статистические данные для анализа эффективности эксплуатации. 
Рис.2 Структурная схема проводной системы активной паркинг-навигации
Рис. 2 Структурная схема системы


   Существует широкое разнообразие технологий применяемых в системах активной навигации. Одной из наиболее часто употребимых является технология, основанная на ультразвуковом сканировании машиноместа и детектировании занятости посредством приема отраженного излучения в ультразвуковом диапазоне. Над каждым машиноместом устанавливается ультрозвуковой датчик (УЗД) и с определенным интервалом времени, опрашивает состояние машиноместа, определяя занято оно, или нет. Когда машиноместо свободно световой индикатор, установленный в проезде или интегрированный с УЗД, горит зеленым светом, когда занято – красным. Информация со всех датчиков собирается и обрабатывается блоками управления, после чего выводится на внешние и внутренние светодиодные табло, отображая на них количество и направление движения к свободным машиноместам. 

Рис.3 Внешние и внутренние информационные табло

Рис. 3 Информационные табло системы

Рис.4 Блоки управления

Рис. 4 Блоки управления

Рис.5 Световые индикаторы и УЗД 

Рис. 5 Световой индикатор и УЗД
   
   Связь между УЗД и блоками управления может осуществляться с помощью проводных и беспроводных систем обмена данными. Применение беспроводных технологий сокращает сроки и удешевляет монтаж системы. Выбор типа передачи данных зависит от конфигурации паркинга. Для идентификации занятости машиномест на открытых парковках используются проводные или беспроводные магнитные детекторы, устанавливаемые непосредственно на пол или в пол парковочного места. 

   Одной из наиболее передовых систем ParkFiNDER является версия PRO в основе которой лежит использование видеодетекторов, установленных над каждым машиноместом. Детекторы идентифицируют занятость машиноместа по наличию на нем автомобиля, распознают номер припаркованного автомобиля и через специальные сенсорные терминалы, установленные в зонах выхода в паркинг, позволяют посетителю по госномеру автомобиля найти место его парковки с проложенным на схеме кротчайшим маршрутом. 

   Все перечисленные выше компоненты и технологии имеют свои особенности и максимальный эффект от их применимости зависит от профессионализма интегратора и имеющегося в его распоряжении разнообразия технических решений. 

   Стоимость внедрения систем активной паркинг-навигации напрямую зависит от технического задания, выбранной технологии и, как следствие, количества компонентов системы, и сильно варьируется от размеров и конфигурации паркинга. В среднем приведенная стоимость внедрения электронных систем паркинг-навигации на одно машиноместо, для наиболее общих случаев, составляет в пределах 3000-8000 рублей. Отличие в стоимости оснащения открытых парковок и крытых паркингов является не существенным и находится в пределах указанных средневзвешенных ценовых параметров. 

Рис.6 Вид паркинга с установленной 

Рис. 6 Паркинг

   При выборе технических решений активной паркинг-навигации заказчику в первую очередь необходимо обратить внимание на сбалансированное соотношение количества внутренних информационных табло в зависимости от конфигурации паркинга и его схемы организации дорожного движения (ОДД). Экономия на информационных табло, отображающих количество свободных мест и направление движения в их сторону, резко снижает информативность системы и, как следствие, ее общую эффективность. Практическое внедрение систем активной паркинг навигации должно начинаться с разработки рабочего проекта системы и согласования всех ее компонентов в увязке с проектом ОДД паркинга в целом. 

   Практика применения систем активной паркинг-навигации показывает существенное увеличение пропускной способности паркинга в среднем на 35-40% в часы пик и, как следствие, ускорение его оборачиваемости. Стоит отдельно отметить значительное повышение лояльности посетителей, которые при въезде в паркинг торгового центра сразу знают направление движения в сторону свободных машиномест и их количество, тратя минимум времени на их поиск. 
Применение систем активной паркинг-навигации приносит выгоду собственникам торговой недвижимости при установке на парковках любой вместимости, при этом есть прямая зависимость - чем больше и сложнее паркинг по геометрии, тем больше экономический и эксплуатационный эффект и практическая окупаемость первоначальных инвестиций во внедрение системы. 
Паркинги, оснащенные системами активной паркинг навигации, могут быть интегрированы для обмена данными с единым парковочным пространством Москвы с предоставлением сведений для интерактивных программ типа Московское Парковочное 

   Пространство (МПП) Full – приложение для поиска и оплаты парковки в г. Москве которая позволяет:
  • находить парковки разных типов; 
  • в перспективе получать сведения о наличии свободных мест в режиме реального времени;
  • строить маршруты до парковок;
  • получать дополнительную информацию о парковках (название, адрес, стоимость, вместимость и др.);
  • управлять парковкой (начинать, продлять и завершать парковочную сессию);
  • оплачивать парковку;
  • пополнять личный парковочный счет;
  • просматривать маршруты мобильных комплексов фиксации нарушений.
   Такая интерактивная интеграция информационных систем многократно повышает комфорт использования паркингов и объединяет все парковки в единое информационное и физическое пространство. 

   На сегодняшний день, основным сдерживающим фактором широкого применения систем активной паркинг-навигации в является недооценка со стороны собственников торговой недвижимости зависимости качества парковочной функции и степени лояльности потенциальных покупателей к посещению торговых центров, и, как следствие, дефицит инвестиций во внедрение подобных систем. 


Автор статьи: Каминский А.Ю.
Генеральный директор ООО «МультиПаркинг»

Возврат к списку